Гирбокс- сердце
любого страйкбольного автомата. Он установлен внутри ствольной коробки,
очертания его корпуса напоминают пистолет. Это устройство состоит из нескольких
узлов, основные элементы: поршень, цилиндр, пружина и её направляющая,
шестерни. По сути - это микрокомпрессор. Двигатель вращает шестерни, которые в
свою очередь оттягивают поршень, который и создает в цилиндре воздушную струю,
выходящую из гирбокса.
Существуют гирбоксы семи версий, используемых в разных
приводах (это основные типы, остальные, например использующиеся в приводах
Systema ptw не рассматриваются; гирбоксы пулеметов семейства однозначно
ассоциируются с одним единственным массово доступным типом, поэтому этот тип
гирбокса также не выделяется в отдельный тип):
Версия
1. Только FA MAS;
Версия
2. Серия MP5 (кроме MP5K), серия G3, M16/M4, CA33;
Версия
3. Серии АК, G36, SIG, AUG, MP5K;
Версия
4. Только PSG-1;
Версия
5. Только UZI;
Версия
6. P90, Thompson;
Версия 7. MP7, Scorpion, MAC-10, L85 A1/F2;
Версия
8. JSDF Type 89.
Считать,
что чем выше версия гирбокса, тем лучше - это ошибочно. Практически все AEG
гирбоксы своей внутренней начинкой и принципом работы, по сути, одинаковы.
Различия имеет внешний вид, рассчитанный под определенную модель AEG, при этом
внутренняя компоновка, принцип его работы и используемые компоненты в основном
одинаковы и большей частью унифицированы. Основные различия в реализации
компоновки и управления переводчиком огня. Исключением в реализации принципа
работы является 4-й типа гирбокса для PSG, а также отличаются стандартные
внутренности для пулеметов фирмы TOP, они конструктивно выполнены иначе. В
последнее время число моделей оружия для страйкбола резко увеличилось, поэтому
число версий гирбоксов стало более разнообразным. Это привело к тому что, что
некоторые запчасти стали выпускаться под конкретные версии гирбоксов.
Части
гирбокса:
1.GEARBOX
Дословный перевод с английского -
«редуктор», в обычном общении гирбокс или просто бокс.
В данном контексте, это короб для
сборки всего механизма с общим названием Гирбокс, в одно целое. Конструктивно
гирбокс выполнен из двух половинок изготовленных из сплава силумина под
давлением. Точность изготовления не маловажный фактор, так как его половины
служат для точного позиционирования рабочих деталей относительно друг друга.
Сборка осуществляется крепежными
саморезами или винтами в зависимости от производителя. Точно совмещать при
сборке обе половины гирбокса помогают технологические выпуклости и выемки,
сделанные в теле половин изделия.
2.NOZZLE
Ноззл (сопло). Является подвижным
элементом продолжения подачи воздуха из воздушного цилиндра к хоп-ап. И
одновременно подающим элементом шариков в камеру хоп-апа. Во время работы всего
механизма совершает возвратно поступательное движение, используя в качестве
направляющей носик головы цилиндра. Движение ему передает таппет плейт (tappet
plate). Обычно ноззл изготавливается из пластика. Имеет цилиндрическую форму с
«юбочкой», в «юбочке» проточка для зацепления с таппет плейтом. Для разных
моделей приводов имеет разную длину, а также длину утолщения у основания
«юбочки» и фаску на конце рабочего среза. Тюнингованные ноззлы обычно выпускают
в пластике с уплотнительным резиновым колечком в проточке внутренней полости в
районе «юбочки». Ноззл, такие производители как Systema, Guarder, Prometheus и
Classic Army изготавливают из пластика. В металле изготавливают G&P
(комплектует базовые привода и киты) и КМ.
3. CYLINDER HEAD
Голова цилиндра. Устанавливается в
торце цилиндра. Является одновременно демпфером для поршня, носик головы
цилиндра служит направляющей для ноззла и передаточным звеном сжатого воздуха.
Обычно изготавливается из пластика. С внутренней стороны резиновая прокладка
демпфер, для смягчения удара поршня. С запрессованным латунным
носиком-направляющей для ноззла. На внешних краях, входящих при сборке в
цилиндр, проточка с резиновым в ней кольцом уплотнителем. Кольцо уплотнитель
предназначено для уменьшения утечек сжатого воздуха между головой цилиндра и
самим цилиндром.
По бокам имеются два центровочных
отверстия под выступы при монтаже в гирбокс, и служат для центровки, чтобы
проем сделанный для таппет плейта, был постоянно в вертикальном положении.
На базовых моделях голова цилиндра выполнена
из пластика, за исключением продукции G&P или отдельных экземпляров AEG
высокой стоимости, которые комплектуется металлической. Тюнингованные головы
цилиндра изготавливаются из нескольких материалов. Systema выпускает из дюраля
и латуни, Guarder и G&P - из стали, Prometheus - из дюраля с цветным
анодированием.
4. CYLINDER
Цилиндр. Является камерой, в
которой, осуществляется сжатие под действием поступательного движения поршня
воздуха.
Сжатый в его объеме воздух, поступая
далее через голову цилиндра и ноззл в хоп-ап, выталкивает через ствол шар.
Базовый цилиндр выполнен из латуни,
внутренние стенки цилиндра полированные для уменьшения трения. Тюнингованные
цилиндры таких фирм как Systema и Guarder изготавливают из стали с более
высокой по качеству внутренней полировкой.
На боку цилиндра часто можно видеть
отверстия. Они делаются в зависимости от длины стволика AEG - чем короче
стволик, тем ближе отверстие находится к голове цилиндра - для уменьшения его
рабочего объема цилиндра.
В некоторых базовых моделях как,
например фирмы G&P используются стальные цилиндры, причем в случае фирмы
G&P, стенки цилиндра выполнены под конусом.
5. PISTON,
PISTON HEAD, SPRING
Поршень (piston), голова поршня (pistonhead) и пружина
(spring).
Собранные вместе, они образовывают
пружинно-поршневую группу. Она предназначена для сжатия воздуха в цилиндре и
последующего выталкивания его под давлением в канал ствола.
В изделии от Tokyo Marui
конструктивно поршень выполнен из ABS пластика, имеет вставку последнего зуба
из твердосплавного материала. Голова поршня сделана из одного материала с
поршнем. Крепится голова поршня к поршню, запрессованным в голову поршня винтом
саморезом. Который, в свою очередь завинчивается в силуминовую
вставку-утяжелитель внутри поршня. Стандартная пружина, крепится к силуминовой
вставке последним витком согнутым Г-образным способом.
Подобная компоновка встречается у
ICS. У Classic Army и G&P в базовой версии пружина не соединена с поршнем,
это отдельный элемент. Усиленные элементы пружинно-поршневой группы продаются
каждый отдельно, либо наборами, соответствующие определенному типу тюнинга.
6. SPRING GUIDE
Направляющая пружины. Играет роль
фиксированной направляющей оси пружины для устранения деформаций при ее сжатии
и последующем свободном развертывании. Выполнена из ABS пластика. Во избежание
повреждения основания установлена металлическая шайба, выполняющая роль
подшипника скольжения. Для тюнинга обычно используются комбинированные
направляющие из пластика, основание металл + упорный подшипник, например
Systema. Или цельнометаллические направляющие с упорным подшипником как у
Guarder. Также есть много различных комбинаций латунные направляющие с
пластиковыми подшипниками скольжения, например, встречаются у Systema и Classic
Army.